Повествование  биографии  ведётся  от лица  ученицы  Екатерины  Бердник.

                                                                                                                                                                                                            
Маэстро -Рафаэль Владимирович  Сирикян ( по  национальности - армянин .) родился  в  небольшом  селе под  городом  Тбилиси 13  июля  1939  года. Детские  и  юношеские  годы он  прожил в самом   городе  Тбилиси  в  центре  Авлабара.   Про  родителей  Маэстро  информации  практически  нет,  кроме  того, что  Рафаэля  воспитала  мать-  она  была  простая  женщина,  обладавшая  очень   красивым  голосом и  до  семидесяти   лет  хорошо  пела.  А отца  Маэстро  не  помнит:  он  работал  заместителем  директора  завода и  ушёл  на  фронт  добровольцем,  когда  Рафаэль  был  совсем  маленький,  а  потом  и  вовсе  не  вернулся- погиб  в  годы  Великой Отечественной  Войны. Отец  Маэстро  очень  любил  свою  страну -  СССР ,  и  был  ей глубоко  предан !  Музыкальные  способности  Рафаэля  проявились  ещё  в  раннем  детстве - " чистенький  дискант " - голос  ,которым его сразу  наградил  Бог !  Маэстро  пел везде  где  мог с  двух  лет  отроду .  Мальчик  рос  разносторонней  личностью,  он  много  читал,  очень  любил  игру   в  шахматы.  Часто  ,  подолгу  он  стоял  в  парке  города и  наблюдал  за  игроками. Он  многое  знал,  мог  , умел......Но  главное  дело  его  жизни  ,  уже  было  предопределено  судьбой .  Это  великое  служение  музыке  и  искусству !   В  дни   молодости  Маэстро  был  очень  популярен  певец  Рашид  Бейбутов.  Юный   Рафаэль очень  любил  слушать и имитировать  его,  это  получалось  у  него  великолепно. Но  Маэстро  очень  хотелось  петь  самому ,  своим  голосом,  как  великие  мастера  бельканто  :  Карузо ,  Джильи,  Дель Монако  и другие. Приблизительно в 1957, 1958 году( более точная информация о времени , к сожалению    неизвестна.) юный Маэстро устраивается  работать пожарником  в Тбилисский   оперный театр, для того чтобы в свободное от работы время смотреть  спектакли. Однажды в  театре  произошёл  курьёзный  случай : после  спектакля  Рафаэль ,думая  что  все ушли, решил немного  попеть  на  сцене  , и  не успев  толком напеться ,как вдруг услышал  за  кулисами голоса, главного дирижёра  и  действующего солиста театра , дирижёр  говорил  солисту :"  А  сейчас  получилось, даже  лучше  чем  на  спектакле!  А  я  Маэстро не пел! "-Заявил удивлённый солист. " А кто же это тогда ? "-спросил дирижёр." Это  видимо  наш пожарник" -ответил другой  певец. В  1959   году  по  1962 год, Маэстро Рафаэль поступает  на  службу в армию-в  Германии, где получает возможность создать свой ансамбль и выступать как солист  самодеятельного  коллектива.    После  службы Маэстро  уезжает  в  Ереван , где берёт несколько уроков вокала  у П.Лисициана. А  в 1964 году поступает в Ереванскую консерваторию , где  учится  у певицы с мировым  именем - в годы СССР , Гоар Гаспарян ( великолепное   лирико-колоратурное сопрано )  по  классу  вокала.  Здесь , с  позволения  читателя, мы  сделаем  небольшое  отступление:   Гоар  Гаспарян  родилась  в  Египте ,  а  училась  у  итальянских  мастеров- профессоров  Элиз  Фельдман и  Винченцо    Карро.   Если  послушать  лучшие   записи  певицы  и  сравнить  их  с  тем  ,как  пели  ученицы  у  Маэстро  (   с  их  записями)  ,  можно  обнаружить  почти  сто процентное  сходство  в    вокальной  технике  певцов. Да  и  мне  ,  надо  признаться,  Маэстро  часто  ставил  пластинку с пением  Гоар Гаспарян ,  прося  обратить  внимание  на  её  голос   и  пение,  советуя  перенять   некоторые   вокальные  приёмы  и  манеру  исполнения.( Гоар  Гаспарян  на  пластинке  исполняла  партию  Ануш  из  оперы  " Ануш" - это очень  известная  национальная  армянская  опера  ,написанная  композитором  А . Тиграняном )  .  И так    в  1964  году    Гоар  Гаспарян  поступает  преподавать  в  Ереванскую   консерваторию и  в  это  же  время  поступает   учиться  к  ней  в  класс тенор -  Рафаэль  Сирикян . В то время  Гоар  Гаспарян  была замужем  за своим учеником  и солистом Ереванского оперного театра им. А. Спендиарова , неизвестным тогда  тенором и  режиссёром,  народным артистом Армении  Тиграном Левоняном ( с которым и прожила всю свою жизнь.)  Голос Рафаэля читатели  могут  немного  услышать в  фильме  "Рафаэль" ,  а  голос  Тиграна  Левоняна  в  интернете-  например в  сцене  Отелло  с Дездемоной  из  оперы  "Отелло"  Верди . У Маэстро  голос был более лиричный и лёгкий нежели чем у Тиграна Левоняна и партии для исполнения  по логике соответственно должны были быть разные.  Пусть  читатель   делает   вывод сам, я не буду высказывать своего мнения по этому поводу. Могу сказать только одно , что Рафаэль Владимирович был человек очень скромный- близко принимающий всё к сердцу  и скрытный. Даже в своём фильме "Рафаэль" он не говорит до конца всего, что было в его творческой жизни на самом деле. И составляя подобную биографию про своего дорогого учителя, по крупицам, мне было крайне сложно узнать о правдивых фактах из его жизни. И так вернёмся к повествованию -  Mаэстро  Рафаэль , после  окончания  Ереванской  консерватории , уезжает  из Армении  в  Москву. Я  дорогие   читатели,  повествующая  биографию  Маэстро,  на  протяжении  десяти  лет  являлась одной  из  его  любимых  учениц.  И сейчас  когда   Маэстро  уже  нет,  я  особенно  остро  понимаю,  на  каждом  своём   выступлении  перед  публикой,  что  могла  не  издать  ни  одной   ноты  до  конца  жизни,  если  бы  не  Рафаэль!  И  поэтому  я  не  могу  смириться   с  той  ужасающей   несправедливостью,  что  божественный голос Рафаэля и сам Маэстро оказался для Армении ненужным. Конечно в противном случае  я бы не познакомилась в своей жизни с Маэстро ! Но кто знает, может тогда я бы сама уехала из Москвы. В любом случае Армяне должны знать о своих соотечественниках , тем более о столь невероятно талантливом Маэстро, незаслуженно проигнорированном  музыкальным обществом.    Судите  сами  ,  наши  уважаемые  любители  музыки,  профессионалы  и  просто  случайные   гости.   Ну   что ж  делать,  надо  же  дальше   как-то    жить!  Нельзя  стать  певцом  или  педагогом,  нужно  просто  им  родиться- Маэстро  Рафаэль им  родился!  В  классическом  пении,  а  именно в  бельканто нет  предела   совершенству,  вечно  ищущая  натура  гениального  Маэстро не  может  остановиться на  месте,  ему  необходимо  постоянно  расти  и  развиваться.  Поэтому в  1968 году  Рафаэль  решает ехать  в  Москву , для  повышения  своей   квалификации.  В  1970  году  Маэстро поступает   в  Московскую филармонию  и  берёт   частные  уроки  у  известных  профессоров  Кангера  и  Адена.   Лирико  -драматический тенор   с  большим  диапазоном  ,голос  редкой  красоты  -  тембр  голоса  Маэстро  поражал  даже  профессоров!  Они  говорили :  "  Такой   голос  рождается   раз  в  сто  лет,  tenore di grazia! "   Но  ни  занятия  с  профессорами,     ни  выступления с  концертами  от  филармонии ,не  давали Рафаэлю  полного  удовлетворения ,  по  сути  ему  никто  не  помогал,  а  он никому  не  был  нужен.  Вскоре , после  трёх  месяцев  занятий Кангера с  Маэстро,  Кангер  умер.  И  Рафаэль  остался  совсем  один,  лишённый  даже  той  малой  поддержки,  которая  у  него  была.   Дома    Маэстро  стал  собирать  пластинки  с  лучшими  мировыми  исполнителями  бельканто  (  Энрико  Карузо,  Марио Дель Монако, Марио  Ланца,  Рената   Скотто,  Мария  Каллас  и  другие.)  Маэстро Рафаэль часто,  внимательно  и  по долгу слушал  их.  От  природы  тонкий  музыкальный  слух,  великолепное  дыхание,  необыкновенная   музыкальность  и  самая  лучшая  в  мире  культура  пения,   позволили  ему обратить  внимание  и  сравнить  мастеров  бельканто  с  мастерами  другой  вокальной  школы. Так потихоньку начал  рождаться педагог-  Маэстро  Рафаэль  !  Надо  сказать,  что в  период  перехода  от  пения  к  преподаванию,  Маэстро  много  пел  в  церкви.  Его  даже  называли  :  "Церковный  Карузо".  Маэстро пел первым тенором в Храме "Всех Скорбящих Радость" в хоре под  управлением  Н.В Матвеева в  течении 12  лет, а  за  тем с 1985 по 1991 год в Даниловском монастыре. Рафаэль  давал  советы,  помогал,  обучал   церковных   певчих. Очень   часто  Маэстро  обращал внимание на  то  что многие   поют  не  своими  и   даже  искалеченными  голосами.  Маэстро  Рафаэль  обладал  не  только  голосом  редкой  красоты,   "безупречной  школой  бельканто",  но  и  своей  собственной  методикой  восстановления  голоса.  Я   бы  сказала,  это  то  что вообще  мало  кто  умеет  делать  в  мире!       Обычно  потерявшие  голос  певцы-  по  разным  причинам,  ставят  на  своей  профессиональной  работе " крест"!  Методика восстановления  голоса появилась  у  Маэстро  благодаря  его  самобытности,  вокальному  уму,  накопленным  знаниям,  опыту , и  необыкновенно  тонкому  чутью  и  слуху ,  который  позволяет  чётко  и  безошибочно  выявлять и  ставить  голоса,  а  теперь  уже  и  восстанавливать. Самой  первой  ученицей  Маэстро  стала  его  супруга Нина  Петровна  Сирикян- лирическое  сопрано,  регент  храма.(  Дословно  со  слов Нины  Петровны  Сирикян ) :  "  Я  была  его  самой  первой  ученицей,  он  помог  мне  вернуть мой  природный  голос ( лирическое  сопрано) .До  этого  у  меня  были  большие  проблемы  (  ларингит  и  потеря  голоса.)  В  дальнейшем с  1984  года  мой  дорогой  Рафаэль Владимирович  стал  для  меня  не  только  врачом  моего  голоса,  но  и  другом  и  замечательным   супругом,  мы   прожили   в  браке  28  лет".   Чтобы  певцу иметь возможность  выступать  на  главных   сценах  страны  и  мира ,  быть  солистом  "большой  оперы",  как  говорится  обывателю , достаточно  иметь  незаурядные  голосовые  данные,  мастерство,  опыт  и  талант.  У  Маэстро    всего  этого  было  в  избытке  ,  а  петь  не  получилось,  никому  ничего  было   не  надо,  прямо  как  сейчас!  На   деле  же  ,  нужен  пробивной,  агрессивный  характер,  чтобы  добиться  своей  цели,  расталкивая  всех локтями,  идя  по  труппам,  не  гнушаясь самых  мерзких  способов  для  достижения  цели.  К   настоящему  искусству  это  не  имеет  никакого  отношения! Наверное  Маэстро  в  какой-то  момент это  понял,  и  не  захотел  лезть  в  эту  преисподнюю .  Маэстро  Рафаэль  был  мягкий  ,  близко  принимающий   всё к  сердцу человек,  очень  искренний   и  наивный  как  ребёнок -  а  значит  и  чистый.  Его  сути,  воспитанию  (  а  родители его  ,  несмотря  на  практически небольшое  количество информации   о  них  ,  были  люди  замечательные. )  ему  претила  вся  эта  грязь,  душа  его  не  хотела  это  воспринимать,   и  купаться  в  этом.  Одновременно  было  нелегко расстаться  со своей  мечтой,  жгучим  желанием  петь-  ещё  бы,будучи  врождённым  певцом,  имея  такой  голос!  Только  такой  же  певец  как  он,  мог  понять  Маэстро!  Со  временем   Маэстро  Рафаэль  понял,  что  может  делать  не  менее   важное  и  нужное  дело.  Он  стал  помогать,  объяснять, и  учить  как  начинающих  певцов,  так  уже  состоявшихся.  Маэстро  говорил : " Пусть  поют  мои  ученики.  Я  отдаю  им  свой  опыт,  знания,  и  как будто   через  них  я  пою.  "    И  теперь  уже  ученики становились  страстно  одержимыми  пением.  Так  Маэстро  Рафаэль  начал  преподавать. Утром  Рафаэль  Владимирович подрабатывал  в  Ново-Арбатском   гастрономе  грузчиком -  ведь  ещё  надо  было  содержать  семью:  Супруга,  и  две замечательные  дочки , Мария  и  Сюзанна  Сирикян .    А  днём,  ближе  к  вечеру ,  двери квартиры Маэстро  уже  были  открыты   для  "толп"  учеников.  Об  одной  ученице  хочется  сказать  особенно:  В 1985 году в  дом  Маэстро и  Нины  Петровны  Сирикян ,  к  соседу   по  комнате( Маэстро  жил тогда на Арбате в  Филипповском   переулке  ,  это  была  одна  из  старых  коммунальных   квартир в старинном доме )  в   гости   зашла  Ольга  Бабушкина.  На  тот  момент  она  была  солисткой  Академического  Камерного  Музыкального Театра  имени  Бориса  Покровского.   Вдруг  она  начала  петь арию  Любаши   из  оперы  Римского-Корсакого  " Царская  Невеста". Рафаэль  Владимирович  услышал  это,  подошёл  к  ней  и  сказал,   что  она  неправильно поёт.  Ольга  сначала удивилась   ,  но  потом  решила  прислушаться,  и  стала  брать у  Маэстро  уроки . Голос  её  стал  намного  богаче ,  многограннее ,  и  петь  ей  теперь  хотелось всё  больше  и  больше !   В  знак  благодарности Ольга  Бабушкина  организовала  съёмки  фильма  " Рафаэль". В  тот  период  творческой  жизни,  у  Маэстро  было  уже  достаточно   много  учеников . Это были солисты  оперных  театров  Москвы,   студенты музыкальных  Вузов, певчие  храмов,  регента.  Позднее он  давал  уроки  батюшкам и  дьяконам .  Всем   он   помогал: кому  обрести  свой  голос,  кому  вернуть  уверенность  в  своих  вокальных  данных , и  всех  заряжал  страстным  желанием  петь!   С  бедных  он  не  брал  денег  за  уроки,  а  с  малообеспеченных    -  такой  мизер  ,  что  даже  неловко  об  этом  говорить.  Маэстро    всегда  видел  и  чувствовал  кого  нужно  накормить  и  успокоить,  ученики  приходили  к  нему  как  к  себе  домой  ,  они   прекрасно  знали,  что  здесь  их  поймут   и  помогут.  Очень  часто   слышалось  в  комнате  где  Рафаэль   Владимирович  преподавал ,  как  он  говорил  очередной   ученице :  "  Ой  малютка, да  ты  сегодня  видно  ничего  не  ела,  сейчас  пойду  сварю  тебе  кофе ."    И  через  несколько  минут  перед  ученицей уже  стоял поднос с  ароматным  кофе  в  который  был  влит  чудодейственный  бальзам  для  голоса,  с  булочкой.   А  сейчас,  я  не  перестаю  радоваться, что  существует  фильм  "  Рафаэль " ,  что  успели  заснять  этого  по истине  Великого  Маэстро  и  замечательного  человека,  и  вы  дорогие  читатели  сможете  посмотреть  на  него  и  восхититься  его  таланту  и  необыкновенной  простоте   и  доброте . Может  кому-то  покажется  что  у Маэстро  недостаточно " учёности"- он больше  самобытен ,  не  имеет  теоретической  научной  базы для  преподавания ?  Но  всё  это  не  так  !    У  Маэстро была  чёткая   методика преподавания  ,  физиологически  абсолютно точная  и  отработанная  на  сотнях  учеников.      Маэстро  Рафаэль  преподавал практически  до  последнего  вздоха- до  20  июня 2012  года.  Потом  он  тяжело  заболел,  начались  необратимые  процессы  в  организме.   А    20 октября  2012  года  Маэстро   не стало . Ушёл  из  жизни  тенор  редкой  красоты, гениальный  педагог,  мастер  бельканто ,  и просто замечательный  человек -    Рафаэль Владимирович  Сирикян. Сейчас,  когда  я просматриваю  в  очередной  раз  фильм  про  Маэстро,  у  меня  слёзы  наворачиваются  на  глаза,  хочется  крикнуть:    " Рафаэль Владимирович,  Дорогой.......!"  А  Маэстро  уже  нет !  При  жизни  он  не  получил  ни  славы,    ни   заслуженной  известности .  Но  люди  и  тем  более  профессионалы, должны  знать  и  помнить  о нём,  быть  благодарными  за  то  уникальное  наследие,  которое  он  оставил  в  своих  учениках  и  записях! О  таких  легендах  забывать  нельзя ! Ведь  всё  это  было  сделано - для  нас  !