Маэстро -Рафаэль Владимирович Сирикян ( по национальности - армянин .) родился в небольшом селе под городом Тбилиси 13 июля 1939 года. Детские и юношеские годы он прожил в самом городе Тбилиси в центре Авлабара. Про родителей Маэстро информации практически нет, кроме того, что Рафаэля воспитала мать- она была простая женщина, обладавшая очень красивым голосом и до семидесяти лет хорошо пела. А отца Маэстро не помнит: он работал заместителем директора завода и ушёл на фронт добровольцем, когда Рафаэль был совсем маленький, а потом и вовсе не вернулся- погиб в годы Великой Отечественной Войны. Отец Маэстро очень любил свою страну - СССР , и был ей глубоко предан ! Музыкальные способности Рафаэля проявились ещё в раннем детстве - " чистенький дискант " - голос ,которым его сразу наградил Бог ! Маэстро пел везде где мог с двух лет отроду . Мальчик рос разносторонней личностью, он много читал, очень любил игру в шахматы. Часто , подолгу он стоял в парке города и наблюдал за игроками. Он многое знал, мог , умел......Но главное дело его жизни , уже было предопределено судьбой . Это великое служение музыке и искусству ! В дни молодости Маэстро был очень популярен певец Рашид Бейбутов. Юный Рафаэль очень любил слушать и имитировать его, это получалось у него великолепно. Но Маэстро очень хотелось петь самому , своим голосом, как великие мастера бельканто : Карузо , Джильи, Дель Монако и другие. Приблизительно в 1957, 1958 году( более точная информация о времени , к сожалению неизвестна.) юный Маэстро устраивается работать пожарником в Тбилисский оперный театр, для того чтобы в свободное от работы время смотреть спектакли. Однажды в театре произошёл курьёзный случай : после спектакля Рафаэль ,думая что все ушли, решил немного попеть на сцене , и не успев толком напеться ,как вдруг услышал за кулисами голоса, главного дирижёра и действующего солиста театра , дирижёр говорил солисту :" А сейчас получилось, даже лучше чем на спектакле! А я Маэстро не пел! "-Заявил удивлённый солист. " А кто же это тогда ? "-спросил дирижёр." Это видимо наш пожарник" -ответил другой певец. В 1959 году по 1962 год, Маэстро Рафаэль поступает на службу в армию-в Германии, где получает возможность создать свой ансамбль и выступать как солист самодеятельного коллектива. После службы Маэстро уезжает в Ереван , где берёт несколько уроков вокала у П.Лисициана. А в 1964 году поступает в Ереванскую консерваторию , где учится у певицы с мировым именем - в годы СССР , Гоар Гаспарян ( великолепное лирико-колоратурное сопрано ) по классу вокала. Здесь , с позволения читателя, мы сделаем небольшое отступление: Гоар Гаспарян родилась в Египте , а училась у итальянских мастеров- профессоров Элиз Фельдман и Винченцо Карро. Если послушать лучшие записи певицы и сравнить их с тем ,как пели ученицы у Маэстро ( с их записями) , можно обнаружить почти сто процентное сходство в вокальной технике певцов. Да и мне , надо признаться, Маэстро часто ставил пластинку с пением Гоар Гаспарян , прося обратить внимание на её голос и пение, советуя перенять некоторые вокальные приёмы и манеру исполнения.( Гоар Гаспарян на пластинке исполняла партию Ануш из оперы " Ануш" - это очень известная национальная армянская опера ,написанная композитором А . Тиграняном ) . И так в 1964 году Гоар Гаспарян поступает преподавать в Ереванскую консерваторию и в это же время поступает учиться к ней в класс тенор - Рафаэль Сирикян . В то время Гоар Гаспарян была замужем за своим учеником и солистом Ереванского оперного театра им. А. Спендиарова , неизвестным тогда тенором и режиссёром, народным артистом Армении Тиграном Левоняном ( с которым и прожила всю свою жизнь.) Голос Рафаэля читатели могут немного услышать в фильме "Рафаэль" , а голос Тиграна Левоняна в интернете- например в сцене Отелло с Дездемоной из оперы "Отелло" Верди . У Маэстро голос был более лиричный и лёгкий нежели чем у Тиграна Левоняна и партии для исполнения по логике соответственно должны были быть разные. Пусть читатель делает вывод сам, я не буду высказывать своего мнения по этому поводу. Могу сказать только одно , что Рафаэль Владимирович был человек очень скромный- близко принимающий всё к сердцу и скрытный. Даже в своём фильме "Рафаэль" он не говорит до конца всего, что было в его творческой жизни на самом деле. И составляя подобную биографию про своего дорогого учителя, по крупицам, мне было крайне сложно узнать о правдивых фактах из его жизни. И так вернёмся к повествованию - Mаэстро Рафаэль , после окончания Ереванской консерватории , уезжает из Армении в Москву. Я дорогие читатели, повествующая биографию Маэстро, на протяжении десяти лет являлась одной из его любимых учениц. И сейчас когда Маэстро уже нет, я особенно остро понимаю, на каждом своём выступлении перед публикой, что могла не издать ни одной ноты до конца жизни, если бы не Рафаэль! И поэтому я не могу смириться с той ужасающей несправедливостью, что божественный голос Рафаэля и сам Маэстро оказался для Армении ненужным. Конечно в противном случае я бы не познакомилась в своей жизни с Маэстро ! Но кто знает, может тогда я бы сама уехала из Москвы. В любом случае Армяне должны знать о своих соотечественниках , тем более о столь невероятно талантливом Маэстро, незаслуженно проигнорированном музыкальным обществом. Судите сами , наши уважаемые любители музыки, профессионалы и просто случайные гости. Ну что ж делать, надо же дальше как-то жить! Нельзя стать певцом или педагогом, нужно просто им родиться- Маэстро Рафаэль им родился! В классическом пении, а именно в бельканто нет предела совершенству, вечно ищущая натура гениального Маэстро не может остановиться на месте, ему необходимо постоянно расти и развиваться. Поэтому в 1968 году Рафаэль решает ехать в Москву , для повышения своей квалификации. В 1970 году Маэстро поступает в Московскую филармонию и берёт частные уроки у известных профессоров Кангера и Адена. Лирико -драматический тенор с большим диапазоном ,голос редкой красоты - тембр голоса Маэстро поражал даже профессоров! Они говорили : " Такой голос рождается раз в сто лет, tenore di grazia! " Но ни занятия с профессорами, ни выступления с концертами от филармонии ,не давали Рафаэлю полного удовлетворения , по сути ему никто не помогал, а он никому не был нужен. Вскоре , после трёх месяцев занятий Кангера с Маэстро, Кангер умер. И Рафаэль остался совсем один, лишённый даже той малой поддержки, которая у него была. Дома Маэстро стал собирать пластинки с лучшими мировыми исполнителями бельканто ( Энрико Карузо, Марио Дель Монако, Марио Ланца, Рената Скотто, Мария Каллас и другие.) Маэстро Рафаэль часто, внимательно и по долгу слушал их. От природы тонкий музыкальный слух, великолепное дыхание, необыкновенная музыкальность и самая лучшая в мире культура пения, позволили ему обратить внимание и сравнить мастеров бельканто с мастерами другой вокальной школы. Так потихоньку начал рождаться педагог- Маэстро Рафаэль ! Надо сказать, что в период перехода от пения к преподаванию, Маэстро много пел в церкви. Его даже называли : "Церковный Карузо". Маэстро пел первым тенором в Храме "Всех Скорбящих Радость" в хоре под управлением Н.В Матвеева в течении 12 лет, а за тем с 1985 по 1991 год в Даниловском монастыре. Рафаэль давал советы, помогал, обучал церковных певчих. Очень часто Маэстро обращал внимание на то что многие поют не своими и даже искалеченными голосами. Маэстро Рафаэль обладал не только голосом редкой красоты, "безупречной школой бельканто", но и своей собственной методикой восстановления голоса. Я бы сказала, это то что вообще мало кто умеет делать в мире! Обычно потерявшие голос певцы- по разным причинам, ставят на своей профессиональной работе " крест"! Методика восстановления голоса появилась у Маэстро благодаря его самобытности, вокальному уму, накопленным знаниям, опыту , и необыкновенно тонкому чутью и слуху , который позволяет чётко и безошибочно выявлять и ставить голоса, а теперь уже и восстанавливать. Самой первой ученицей Маэстро стала его супруга Нина Петровна Сирикян- лирическое сопрано, регент храма.( Дословно со слов Нины Петровны Сирикян ) : " Я была его самой первой ученицей, он помог мне вернуть мой природный голос ( лирическое сопрано) .До этого у меня были большие проблемы ( ларингит и потеря голоса.) В дальнейшем с 1984 года мой дорогой Рафаэль Владимирович стал для меня не только врачом моего голоса, но и другом и замечательным супругом, мы прожили в браке 28 лет". Чтобы певцу иметь возможность выступать на главных сценах страны и мира , быть солистом "большой оперы", как говорится обывателю , достаточно иметь незаурядные голосовые данные, мастерство, опыт и талант. У Маэстро всего этого было в избытке , а петь не получилось, никому ничего было не надо, прямо как сейчас! На деле же , нужен пробивной, агрессивный характер, чтобы добиться своей цели, расталкивая всех локтями, идя по труппам, не гнушаясь самых мерзких способов для достижения цели. К настоящему искусству это не имеет никакого отношения! Наверное Маэстро в какой-то момент это понял, и не захотел лезть в эту преисподнюю . Маэстро Рафаэль был мягкий , близко принимающий всё к сердцу человек, очень искренний и наивный как ребёнок - а значит и чистый. Его сути, воспитанию ( а родители его , несмотря на практически небольшое количество информации о них , были люди замечательные. ) ему претила вся эта грязь, душа его не хотела это воспринимать, и купаться в этом. Одновременно было нелегко расстаться со своей мечтой, жгучим желанием петь- ещё бы,будучи врождённым певцом, имея такой голос! Только такой же певец как он, мог понять Маэстро! Со временем Маэстро Рафаэль понял, что может делать не менее важное и нужное дело. Он стал помогать, объяснять, и учить как начинающих певцов, так уже состоявшихся. Маэстро говорил : " Пусть поют мои ученики. Я отдаю им свой опыт, знания, и как будто через них я пою. " И теперь уже ученики становились страстно одержимыми пением. Так Маэстро Рафаэль начал преподавать. Утром Рафаэль Владимирович подрабатывал в Ново-Арбатском гастрономе грузчиком - ведь ещё надо было содержать семью: Супруга, и две замечательные дочки , Мария и Сюзанна Сирикян . А днём, ближе к вечеру , двери квартиры Маэстро уже были открыты для "толп" учеников. Об одной ученице хочется сказать особенно: В 1985 году в дом Маэстро и Нины Петровны Сирикян , к соседу по комнате( Маэстро жил тогда на Арбате в Филипповском переулке , это была одна из старых коммунальных квартир в старинном доме ) в гости зашла Ольга Бабушкина. На тот момент она была солисткой Академического Камерного Музыкального Театра имени Бориса Покровского. Вдруг она начала петь арию Любаши из оперы Римского-Корсакого " Царская Невеста". Рафаэль Владимирович услышал это, подошёл к ней и сказал, что она неправильно поёт. Ольга сначала удивилась , но потом решила прислушаться, и стала брать у Маэстро уроки . Голос её стал намного богаче , многограннее , и петь ей теперь хотелось всё больше и больше ! В знак благодарности Ольга Бабушкина организовала съёмки фильма " Рафаэль". В тот период творческой жизни, у Маэстро было уже достаточно много учеников . Это были солисты оперных театров Москвы, студенты музыкальных Вузов, певчие храмов, регента. Позднее он давал уроки батюшкам и дьяконам . Всем он помогал: кому обрести свой голос, кому вернуть уверенность в своих вокальных данных , и всех заряжал страстным желанием петь! С бедных он не брал денег за уроки, а с малообеспеченных - такой мизер , что даже неловко об этом говорить. Маэстро всегда видел и чувствовал кого нужно накормить и успокоить, ученики приходили к нему как к себе домой , они прекрасно знали, что здесь их поймут и помогут. Очень часто слышалось в комнате где Рафаэль Владимирович преподавал , как он говорил очередной ученице : " Ой малютка, да ты сегодня видно ничего не ела, сейчас пойду сварю тебе кофе ." И через несколько минут перед ученицей уже стоял поднос с ароматным кофе в который был влит чудодейственный бальзам для голоса, с булочкой. А сейчас, я не перестаю радоваться, что существует фильм " Рафаэль " , что успели заснять этого по истине Великого Маэстро и замечательного человека, и вы дорогие читатели сможете посмотреть на него и восхититься его таланту и необыкновенной простоте и доброте . Может кому-то покажется что у Маэстро недостаточно " учёности"- он больше самобытен , не имеет теоретической научной базы для преподавания ? Но всё это не так ! У Маэстро была чёткая методика преподавания , физиологически абсолютно точная и отработанная на сотнях учеников. Маэстро Рафаэль преподавал практически до последнего вздоха- до 20 июня 2012 года. Потом он тяжело заболел, начались необратимые процессы в организме. А 20 октября 2012 года Маэстро не стало . Ушёл из жизни тенор редкой красоты, гениальный педагог, мастер бельканто , и просто замечательный человек - Рафаэль Владимирович Сирикян. Сейчас, когда я просматриваю в очередной раз фильм про Маэстро, у меня слёзы наворачиваются на глаза, хочется крикнуть: " Рафаэль Владимирович, Дорогой.......!" А Маэстро уже нет ! При жизни он не получил ни славы, ни заслуженной известности . Но люди и тем более профессионалы, должны знать и помнить о нём, быть благодарными за то уникальное наследие, которое он оставил в своих учениках и записях! О таких легендах забывать нельзя ! Ведь всё это было сделано - для нас !
|